От первой голограммы Денисюка к оптоклонам – музейные коллекции о голографии
6 мая 2022 г.
В конце апреля Политехнический музей провел онлайн-семинар «Объекты культурного наследия в музейных коллекциях по голографии: изучение и популяризация». На семинаре были представлены коллекции голограмм Политехнического музея, Музея Оптики Университета ИТМО, компании «Магия света», Культурного центра города Фрязино.
В 2022 году отмечается две важные для голографии юбилейные даты – это 75-летие изобретения голографического метода Д. Габором и 95-летие родоначальника отечественной голографии — академика Ю.Н. Денисюка. Участники семинара смогли оценить коллекции объектов изобразительной голографии, вспомнить известных ученых и обсудить направления развития музейных экспозицией для популяризации голографической науки. Семинар был организован в рамках партнерства Политехнического музея с Международной научно-технической организацией «Лазерная Ассоциация».
Первая установка Денисюка
«Именно через историю науки и техники устанавливается неразрывная связь времен: от прошлого к будущему, через настоящее. Вообще, мне кажется, что каждый ученый должен хорошо знать историю того, чем он занимается. Это значительно расширяет кругозор», – говорил в одном из своих интервью Юрий Николаевич Денисюк. Эти слова основоположника отечественной голографии цитирует Ольга Федоровна Тихомирова, старший научный сотрудник Политехнического музея, раскрывая малоизвестные факты о создании музея.
Начало голографической коллекции Политехнического музея положила первая установка Ю. Н. Денисюка, на которой ученый проводил эксперименты еще до изобретения лазера. Установка была передана музею благодаря Лосевой Сарре Артуровне, которая в те годы руководила отделом Радиоэлектроники Политехнического музея. Еще в 1968 г. она получила в дар одну из первых голограмм Денисюка - голограмму выпуклого зеркала, и создала в отделе небольшую экспозицию, посвященную голографии. В мае 1971 г. фотографию этой экспозиции с просьбой об участии ученого в расширении коллекции она направила Юрию Николаевичу Денисюку. И уже в июле 1971 г. музей получил из ГОИ им. С. И. Вавилова первую голографическую установку.
Сегодня в Политехническом музее представлены редкие авторские голограммы организаций, которые первыми в нашей стране начали заниматься голографией. Это ГОИ им. С. И. Вавилова, НИКФИ, НИИ «Платан», ЛИЯФ, ФТИ им А. Ф. Иоффе, ВНИИОФИ и другие. Экспозиция насчитывает 170 голограмм, полученных разными методами, в том числе методами Э. Лейта и Ю. Упатниекса, Ю. Н. Денисюка, С. Бентона, Ш. Д. Какичашвили.
Кроме того, коллекция поддержана большим документальным фондом, куда входят личные фонды Ю. Н. Денисюка, В. Г. Комара, Д. И. Стаселько, В. А. Ванина.
Такое обширное собрание голограмм и документальных фактов дает возможность проследить за развитием голографии в России, узнать о первых ученых и опытах исследования в этой области оптики.
Диатомовая водоросль
Музей Оптики Университета ИТМО большое внимание уделяет популяризации и объяснению голографического метода широкой аудитории. На выставке представлены интерактивные объекты, которые наглядно показывают оптические эффекты, раскрывают принцип создания голограмм и возможности технологии. Например, в коллекции музея присутствуют двухимпульсные голограммы, которые воспроизводят оптические свойства среды, недоступные нашему зрению. Это голограмма «Лампочка», которая визуализирует градиент температуры, и голограмма «Тиски», демонстрирующая сжатие поверхности.
Посетители музея могут увидеть большую коллекцию оптоклонов – ультрареалистичных полноцветных голограмм, созданных Университетом ИТМО совместно с Греческим институтом голографии. Оптические клоны максимально точно передают цвет, текстуру и детали копируемого объекта. Изображение настолько реалистично, что его почти невозможно отличить от оригинала.
В 2020 году для демонстрации возможностей голографического метода музей открыл выставку одного предмета – голограммы «Диатомовая водоросль». Авторы проекта попытались показать, насколько точно голограмма может воспроизводить трехмерные образы объектов размером всего несколько микрон, а также подробно рассказать о самой технологии. Экспозиция поделена на 3 зоны, которые отражают процесс создания голограммы и раскрывают все этапы работы над таким сложным объектом.
«Такая выставка позволяет систематизировать процесс создания голограммы, объяснить ее уникальность и ценность как предмета техники», – отмечает Елена Игоревна Бобрицкая, к. ф.-м. наук, директор Центра технологического предпринимательства, специалист по УМР Музея Оптики Университета ИТМО.
Православные святыни
Многогранность художественность голографии подтверждает многолетняя работа компании «Магия света» (Беларусь) по сохранению и возрождению историко-культурных и духовных ценностей.
В 2008 году под руководством крупного ученого, основоположника голографии в Беларуси, доктора физико-математических наук, Леонида Викторовича Танина на предприятии «Магия света» была произведена запись широкоформатной голограммы главной святыни Беларуси - «Крест Преподобной Ефросинии княжны Полоцкой». Эта голограмма положила начало масштабного проекта компании, направленного на создание голографических образов почитаемых православных святынь.
По словам генерального директора компании «Магия света» Людмилы Николаевны Таниной: «Голограммы могут передать не только визуальный образ с высокой точностью, но и запомнить и передать духовную составляющую». Голограмма «Крест Преподобной Ефросинии княжны Полоцкой» стала первой голограммой, которая заняла место в православном храме.
Для популяризации голографии и привлечения внимания к историческому наследию Беларуси специалисты компании «Магия света» создают голограммы художественных и культурных ценностей страны, оригиналы которых недоступны широкой аудитории. Это не только духовные, но и исторические объекты, редкие музейные предметы. Начиная с 2011 года, «Магия света» регулярно организует выставки художественных голограмм, которые проходят в разных городах Беларуси.
Личная коллекция
В этом году известному ученому в области голографии, кандидату технических наук, Валерию Александровичу Ванину исполнилось бы 80 лет. Валерий Александрович внес большой вклад в развитие и внедрение изобразительной, художественной и защитной голографии. Многие годы он занимался исследовательской работой в НИИ «Платан» города Фрязино, где в 2012 году основал музей голографии.
Основу музея составили работы из личной коллекции Валерия Александровича, которые он собирал в течение многих лет. В музее хранятся голограммы на историческую, религиозную тематику, голографические сувениры, которые были популярны в годы зарождения голографии в нашей стране. Посетители могут увидеть художественные голограммы с разными оптическими эффектами, сюжеты для которых придумывал Валерий Александрович вместе со своими коллегами. Например, вынесенное изображение, комбинированное изображение, оптические элементы.
В коллекции представлены редкие голограммы, которые позволяют проследить развитие голографии в Росси и за рубежом: автопортрет Эдвины Орр, совместный портрет академика Ю. Н. Денисюка и директора галереи голограмм в Париже А.-М. Кристакис, голограмма Lindow man.
В сентябре к 80-летию со дня рождения Валерия Александровича Ванина в рамках конференции HOLOEXPO 2022 планируется выставка работ ученого.